Уроки фотографии

Этапы становления и развития фотографии

Камера-обскура

Представьте себе, мы идем по улице, видим красивый пейзаж и привычным движением щелкаем затвором фотоаппарата или просто фиксируем его камерой в мобильном телефоне. Ни одно наше путешествие, ни одно торжество не обходится без целой серии снимков. Но с чего начиналась история фотографии и кому первому пришла мысль зафиксировать изображение не с помощью карандаша и кисти, а с помощью самого света? Человечество долго шло к этому открытию, и оно не состоялось бы без некоторых достижений в области оптики и химии сделанных раньше.

Первым таким открытием в истории фотографии была камера обскура. Еще Аристотель заметил,...

Урок второй - Виды фототехники

Форматы фотокамер

Выбор фотокамеры — это первая проблема, с которой сталкивается начинающий фотолюбитель. Каждая система камер имеет как достоинства, так и недостатки, делающие ее более или менее пригодной для различных видов съемки. Поэтому для того, чтобы сделать правильный выбор, вам необходимо хорошо представлять себе, что именно вы собираетесь снимать этой камерой. Практически все существующие системы камер представлены и цифровыми и пленочными моделями, за исключением камер большого формата, поэтому на выборе камеры не скажется ваше предпочтение той или иной технологии.

Разделять фотокамеры можно по разным критериям. Например, по виду носителя, по...

Виды объективов

В зависимости от угла зрения, объективы традиционно делят на широкоугольные, нормальные и длиннофокусные. Из элементарной геометрии следует, что угол зрения зависит от отношения фокусного расстояния (далее - ФР) к диагонали матрицы (или плёнки), но в связи с широкой распространённостью плёночного формата "35мм" принято характеризовать объектив не углом, а так называемым "эквивалентным фокусным расстоянием" (далее - ЭФР). Для плёнки ЭФР просто равно истинному, т.е. ФР. "Нормальные" объективы имеют ЭФР около 50мм, широкоугольные 28-35мм, более короткофокусные обычно называют сверхширокоугольными. Длиннофокусные объективы обычно имеют ЭФР 100-400мм. Длиннее используются очень редко, в...

Выдержка

Выдержка — интервал времени, в течение которого свет воздействует на участок светочувствительного материала для сообщения ему определённой экспозиции.

Время экспонирования — интервал времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для получения кадра (экспонирования кадра), то есть, в течение которого свет воздействует на светочувствительный материал (матрицу или пленку) в пределах всего поля изображения.

Если доступ света начинается и прекращается одновременно по всему полю изображения (например, центральным затвором), время экспонирования совпадает с выдержкой. При использовании...

Композиция

Композиция - гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект, элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиями визуальной гармонии.

Допустим, вы уже выбрали правильную камеру, определились с тем, что хотите снимать, выбрали нужный свет, настроили аппаратуру, теперь пора определиться с композицией. Хотя, в отношении композиции забудьте слово «правила» - настоящее искусство свободно от правил, и все же эти знания могут сделать ваши фотографии лучше.

Равновесие и пропорции

...

Понятие о цвете и свете

Понимание природы света и его способность превращать даже самый скучный вид в потрясающее живописное полотно, - фундаментальный навык серьезного фотографа. Есть масса вариантов постановки света, как в студии, так и на улице, и каждый выбранный вами вариант будет по-своему влиять на передачу того или иного объекта в кадре. Для простоты дела все типы освещения можно разделить на три основные категории, хотя следует заметить, что разные категории освещения можно комбинировать друг с другом для достижения определенного эффекта.
 Обычно фотографам говорят: стойте так, чтобы солнце оказалось у вас за спиной. Во многих ситуациях это вполне разумный совет. Прямой передний свет обеспечивает...

Работа с искусственным светом

Основной изобразительный инструмент фотографа — это свет, тем не менее, фотографы всегда стремились быть независимыми от капризов естественного природного освещения. На сегодняшний день существует много возможностей. Помимо распространенных электронных вспышек есть студийные вспышки с моделирующим светом, охлаждением и множеством аксессуаров. Есть фотографические галогенные лампы, очень простые и удобные в применении, например для съемок интерьеров: они компактны, и при работе с ними всегда можно видеть световой рисунок. Умелый фотограф может использовать даже обычные лампы накаливания или локальные местные источники света. Надо только помнить и учитывать при съемке, что все искусственные...

Основные принципы работы со студийным светом

Виды студийного освещения

В фотостудии мы имеем возможность создавать необходимый характер освещения с помощью источников света и отражателей.
Источники света бывают постоянного света и импульсные.
Источники постоянного света это мощные галогеновые лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие безумное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъемке.
Импульсные источники света (вспышки) состоят из двух ламп, непосредственно лампы вспышки и обычной лампы «пилотного» света (далее «пилот») небольшой мощности (порядка 300W). "Пилот" необходим для того, что бы оценить светотеневой рисунок....

Портретная съемка

Портрет – наиболее популярный, но и очень сложный жанр в фотографии. Портретная съемка – не просто позирование и нажимание кнопки спуска, портрет требует осмысленного подхода, подготовки и усердия. Только тогда снимки будут такими, что их зрители оценят по достоинству.
Портретная съемка многогранна. Портретом можно считать как фотографию крупным планом, так и фотографию, на которой человек изображен совсем крошечным на фоне бескрайнего простора. Очень важно не только передать эмоции, характер, внешность модели, но и выразить сюжет фотографии, то есть то, что этим снимком хотел сказать автор. Фотография должна выглядеть натурально, поэтому необходимо работать с человеком, которого вы снимаете так,...

Пейзаж и живая природа

Съемка пейзажей стоит у фотографов на второй по популярности пози­ции после портретных съемок. Оно и неудивительно - право, что может быть увлекательней, чем целыми днями бродить по лугам, горам и лесам, стараясь запечатлеть нерукотворную красоту! Вот только приходится со­жалеть о том, что пейзажных снимков, достойных природного оригинала, не так уж много. Нередко фотографы, зачарованные красотой, просто бездумно щелкают затвором - в результате получается груда снимков, не тянущих и на жалкое подобие творения натуры.

Успешно снимать пейзажи можно лишь в том случае, если научишься трем вещам: наблюдать, выжидать и ходить. Броди по красивым местно...

Создание панорам

Результаты, полученные с помощью цифрового фотоаппарата, интересны тем, что используя специальное программное обеспечение, их можно "склеить" и таким образом создать очень широкие или высокие панорамные фотографии. Такие фотографии обладают очень большими размерами и позволяют сделать отпечаток большего размера, чем мы смогли бы распечатать с одной фотографии. Подобных результатов вам не удастся достичь при использовании широкоугольного объектива.

Во времена пленочных фотоаппаратов многие развлекались с этой методикой, печатая отдельные снимки, составляющие большую картину. Если ваша камера имеет режим Panorama, воспользуйтесь им. Он поможет сделать...

Фотосъемка в путешествии

Новые красивые места, новые города, новые знакомые. И очень хочется сохранить все это не только в своей ненадежной памяти, но и на фотографиях и в видеофильмах.

Мы едем в путешествие. Мы долго готовимся к нему, планируем время, финансы, маршрут, компанию таких же влюбленных в странствия друзей. Каждое наше путешествие уникально. И проходит оно совсем не в тепличных условиях. Как будет обидно, если в начале пути по экзотической стране наш замечательный фотоаппарат выйдет из строя и не даст возможность запечатлеть красоты тех мест, в которых, возможно, больше никогда не удастся побывать.

Теоретически можно на...

Ночная фотосъемка

Фотографии, сделанные в вечернее и ночное время, смотрятся необычно: свет луны и электрических ламп преображает пейзаж. Фотографу остается только художественно и технически грамотно его запечатлеть. Снимок создается, когда на светочувствительный элемент камеры попадает необходимое количество света, поэтому, вечером и ночью при слабом освещении правила съемки меняются.

В ночное врем, сразу после заката, свет приобретает мягкие голубовато-синие оттенки. В это время начинает очень быстро темнеть и, буквально, через  час-два небо становится темно-синим. Сумерки – самое благоприятное время для проведения ночных фотосъемок. Это время фотографы называют...

Репортажная фотосъемка

Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол reporter имел бытовое значение — «переносить», «перемещать», а английское report в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение». Получается, что журналист или репортер тоже перемещает новости и события из реальности в другую плоскость, а фотографический репортаж есть некое сообщение, послание зрителю, в основном читателю газеты или журнала, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Проще говоря, фоторепортаж — это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть».

Фотографический язык ...

Свадебная фотосъемка

Свадебная фотография требует от фотографа очень высокой квалификации. Именно поэтому работа фотографа на свадьбе хорошо оплачивается. Свадебному фотографу необходимо продемонстрировать умение снимать портреты всех видов: и крупноплановые, и поясные, и в рост, и групповые. Ему придется использовать весь арсенал репортерских навыков - от съемки на улице при ярком солнце до использования вспышек в темных помещениях. Кроме умения снимать репортаж, фиксируя происходящее и не вмешиваясь в ход событий, фотограф должен уметь придумать и режиссировать несколько сюжетов, чтобы гарантированно порадовать заказчика фотографиями, которые не стыдно повесить на стену.

...