Урок двенадцатый - Фотосъемка в путешествии

Фотосъемка в путешествии

Новые красивые места, новые города, новые знакомые. И очень хочется сохранить все это не только в своей ненадежной памяти, но и на фотографиях и в видеофильмах.

Мы едем в путешествие. Мы долго готовимся к нему, планируем время, финансы, маршрут, компанию таких же влюбленных в странствия друзей. Каждое наше путешествие уникально. И проходит оно совсем не в тепличных условиях. Как будет обидно, если в начале пути по экзотической стране наш замечательный фотоаппарат выйдет из строя и не даст возможность запечатлеть красоты тех мест, в которых, возможно, больше никогда не удастся побывать.

Теоретически можно на месте купить другой. Практически, к сожалению, это не всегда реализуемо. Отсюда вывод - аппарат должен быть не один. И если идея "две или больше камер на одного человека" кажется Вам чрезмерной, а путешествуете Вы не один, а с мужем/женой/другом/подругой, хорошим вариантом будет наличие по одному аппарату на каждого в паре. Даже если один выйдет из строя, второй аппарат сохранит уникальные моменты путешествия. Совместимость этих аппаратов по формату флэш-карточек, аккумуляторов и прочих дополнительных принадлежностей тоже будет плюсом.

Для некоторых такое решение представляется излишне "тяжелым" с точки зрения цены. Но путешествие само по себе недешевое занятие. И стоимость фотоаппарата чаще всего составляет не самую существенную долю в этих затратах. А учитывая, что служит он в среднем сильно дольше, чем одно путешествие, есть над чем задуматься.

Особенностью съемки в путешествии, целью которого будет не только фотосъемка, бывает нехватка времени. Нет времени, чтобы спокойно походить вокруг интересного объекта, выбрать самый удачный угол съемки и самое удачное освещение. Часто нет возможности попросить членов группы занять более живописное положение на фоне античных развалин (они постоянно куда-то разбредаются), нечем или просто неудобно подсветить резкие тени на портрете аборигена в яркий солнечный день. По сути - это репортаж. Или почти репортаж, с редкими возможностями потратить на фотографирование чуть больше времени во время привала.

У репортажной съемки свои законы. Один из них - по минимуму тратить время в процессе самой съемки на технические детали, оставляя их "на потом". В эпоху пленочной фотографии это означало дополнительную работу при проявлении пленки и при печати фотографий. Сейчас темные комнаты с увеличителями заменили большие мониторы и мощные компьютеры. Но и они не всесильны. Чем лучше будет исходный материал, чем меньше у снимка будет шумов, дефектов и ограничений, тем реальнее получить из него в дальнейшем высококачественный результат.

В случае цифровой фотографии одна из рекомендаций - использовать формат RAW. То есть получать не сжатые фотоаппаратом картинки в jpg с урезанной глубиной цвета и неприятными шумами и артефактами сжатия "исходный материал", а то, что увидела светочувствительная матрица фотоаппарата. К сожалению, новые модели цифромыльниц все реже имеют эту функцию. Зеркальные фотоаппараты, кажется, еще не начали делать без поддержки RAW.

Оборотной стороной использования этого формата будет больший размер фотографий в мегабайтах и потребность в дополнительной обработке после съемки. Но падение цен на цифровые носители - флэшки и возможность последующей пакетной обработки фотографий (хоть 1000 кадров за раз) решают эти проблемы. А результат, поверьте, стоит того.

Выбор типа фотоаппарата

Как уже было сказано, основных типов 2 - компактная цифромыльница и зеркальная камера.

Компактные фотоаппараты

У первого типа в плюсы можно записать:

- компактность, которая позволяет носить аппарат с собой всегда,

- малый вес, что довольно важно в путешествии,

- несколько более низкая, чем у зеркалки, цена.

 

Минусы тоже присутствуют:

- как не странно, тот же малый вес и компактность. Камера хуже лежит в руке, чем зеркалка. Получить ей нерезкий, смазанный снимок проще простого. Особенно, если свет не очень яркий, а выдержка длинная.

- более низкое качество изображения, шумы маленькой матрицы. Пожалуй, это один из главных "минусов". Маленькую шумную матрицу не вылечить ничем, даже самой изысканной постобработкой. Производители достигли изрядных успехов в борьбе с этими проблемами, и в хороших условиях, когда света много, а объект относительно неподвижен, качество снимков компактной камерой получается высоким. Но при плохих условиях освещения этого не получится.

- медленная реакция на действия фотографа - "тормознутость". Человек, первый раз берущий в руки цифромыльницу, бывает поражен ее неторопливость. При включении она неторопливо прогружается, двигает туда-сюда зум объективом. При наводке на резкость с большим трудом фокусироваться даже на медленно движущийся объект. О съемке динамичных сюжетов без специальных приемов можно забыть. А ведь далеко не всегда нам будут позировать!

 

Зеркальные фотокамеры

Плюсы:

- существенно более высокое качество выдаваемого изображения по сравнению с "мыльницами". Основная причина - светочувствительная матрица у зеркальных моделей в разы больше, чем у компактных аппаратов. Каждый элемент матрицы "ловит" намного больше фотонов и строит изображение из реально попавшего на матрицу света, а не из шумов.

- большая светочувствительность, которой реально можно пользоваться. 3200ISO - не редкость. И на ней можно снимать в полумраке с хорошим результатом, особенно со светосильным объективом. А если поставить на аппарат что-нибудь типа объектива 50/1.4, то приличные снимки получаются в совершенно немыслимых с точки зрения освещения условиях.

- наличие RAW формата и, часто, возможности записывать одновременно RAW и JPG. Этот режим очень удобен, так как за счет незначительного дополнительного расхода места на флэш-карточках совмещает в себе все плюсы обоих форматов. Опять же, если вы взяли с собой цифровой альбом с приличным экраном, возможность рассмотреть детали снимков в jpg на этом альбоме всегда полезна. RAW такие альбомы почти никогда не дают посмотреть со 100% увеличением. Фотоаппараты, кстати, тоже.

- наличие немыслимого для компактных камер разнообразия дополнительных принадлежностей (объективов, фотовспышек и т.д.).

- большие размеры и вес позволяют более удобно держать аппарат в руках, снимать при более длинных выдержках без штатива.

- намного более высокое, чем у компактных камер, быстродействие. Хорошо подходят для съемки динамических событий.

- возможность в автоматическом режиме снимать серию из 3хи более кадров с разной экспозицией (автовилка). Очень помогает при съемке сюжетов с большим диапазоном яркостей для дальнейшей обработке по методу HDR.

Минусы

- больший, чем у компактных камер, размер и вес. Все эти чудеса техники надо с собой возить, беречь от непогоды и излишних механических воздействий. Вес камеры с объективом начинается примерно от 500гр.

- большая цена. Зеркалка дороже компакта, а с набором объективов существенно дороже. Цены на комплект (корпус + штатный зум объектив начинаются примерно с 20 тыс. рублей).

- периодическая необходимость в очистке матрицы от пыли. Последние модели уже стали выпускаться в "пылестряхивающем" исполнении, но всех проблем с пылью они не решают.

Теперь, основываясь на всем выше сказанном, попробуем подобрать оптимальный фотокомплект для путешествия:

- маленькая и легкая компактная камера с объективом хорошего качества и возможностью записи снимков в RAW. Наличие поворотного ЖК экрана и места под крепление внешней фотовспышки будут большими плюсами.

- зеркальная камера. Начальные модели слишком "пластмассовые" и ограниченные по функциям, старшие - удел профи из-за веса и цены.

- качественный зум объектив среднего диапазона. Что-нибудь типа 24-105/4. Наличие оптической стабилизации изображения всячески приветствуется.

- качественный и не очень тяжелый светосильный объектив "нормального" фокусного расстояния. Например, 50/1.8 или 50/1.4 . Позволит снимать практически в темноте.

- если этого диапазона будет не хватать (а выяснится это после первого же путешествия), можно будет со временем добавить объективы типа 17-40/4, 70-200/4, 100/2.8макро и т.д.

- хорошая внешняя фотовспышка. На ней лучше не экономить. И в интерьере поможет сделать качественный снимок, и в яркий солнечный день тени подсветить.

- комплект запасных аккумуляторов для фотоаппаратов и вспышки. Не вредно знать, сколько фотографий в среднем позволит сделать ваша камера без замены аккумуляторов. Среднестатистическая зеркалка на "одной зарядке" на не очень замученном аккумуляторе позволяет отснять около 500 снимков RAW+JPG.

- штатив с шаровой головкой. Пусть небольшой и легкий, но без него многие кадры будут невозможны.

- флеш-карточки. Их должно быть "с запасом". За съемочный день при настройках RAW+JPG один-два гигабайта (при 8-10мегапикселях) отснимаются без проблем. Альтернативой может служить меньший объем карточек плюс мультимедиа альбом с жестким диском и хорошим экраном или ноутбук.

Хотя, если вы озабочены сохранностью своих фотографий, принцип дублирования данных (одна копия снимков - на карточках, другая - на фотоальбоме) здорово повысит вероятность сохранения цифровых снимков в случае "нештатных ситуаций". 

- набор для ухода за фототехникой. Салфетки для оптики, "швабры" для светочувствительной матрицы цифрозеркалки, жидкость для чистки оптики.

- комплект светофильтров. Полезен хороший поляризационный фильтр для притемнения неба, оттененный градиентный серый для тех же целей.

- хорошая фотосумка, куда все это можно будет сложить. Сумка не должна промокать под дождем. Желательно, чтобы при этом в сумке еще осталось место "на вырост".

Давно известно, что "снимает не камера, а фотограф". Но камера все-таки помогает передать те неповторимые моменты, которые заметили именно Вы. Пусть грамотно подобранный комплект будет Вам именно помогать, а не мешать.

Съемка в путешествии

Цифровая камера имеет некоторые преимущества перед пленкой. Во-первых, абсолютно не жалко пленки и можно снимать сколько угодно много. Во-вторых, носители информации цифровых камер, на которые записываются файлы - флеш-карты (flash card), мемори-стики (memory stick) и другие, - занимают гораздо меньше места, чем катушки. Количество отснятых цифровых фотографий ограничивается лишь вместимостью этих носителей.

Для обычного домашнего альбома нет необходимости сохранять цифровые снимки максимально большого размера и высшего качества, поэтому можно запастись несколькими картами и снимать со средними параметрами. Фотографий на карту поместится больше, а отпечатки размером 10 x 15 можно сделать и с таких файлов. Тем, кто любит большие файлы наилучшего качества и наименьшего сжатия, посоветую купить цифровой накопитель на 20-30 Гб. Если в него ежедневно скидывать все отснятые файлы, то к концу отпуска вам понадобится еще пара свободных дней для просмотра сделанных снимков.

Некоторые фотографы предпочитают накопителю ноутбук: всегда можно взглянуть на отснятый материал, да и места занимает немного. С другой стороны, в солнечную погоду на его экране мало что можно рассмотреть, и если вы вдали от цивилизации, то существует проблема с зарядкой аккумулятора. Зато, если вы путешествуете по цивилизованным местам и вечером имеете возможность просмотреть сделанные фотоснимки, нет ничего удобнее ноутбука.

Для путешествий с аппаратурой и компьютером очень удобен фоторюкзак с карманом для ноутбука и чехлом, закрывающим рюкзак во время непогоды.

Важной частью фотографической экипировки являются аккумуляторы и батарейки, и здесь также есть о чем поразмышлять. Батарейки долговечнее и садятся в процессе съемки медленнее, не вдруг, а фотограф может в подходящий момент произвести замену. Аккумуляторы удобнее тем, что могут быть многократно перезаряжены, и поэтому они экономичнее. Характерной особенностью практически всех аккумуляторов является то, что они перестают работать мгновенно, сразу и почему-то всегда в тот самый момент, когда снимаются исключительно ответственные и неповторимые кадры. Если же вы намерены провести вдали от розеток и электрической сети большую часть времени и снимать много или очень много, забудьте об электронных камерах. Вам нужна механическая коробка со сменной оптикой.

В дальние путешествия, особенно пешие, постарайтесь брать не очень много аппаратуры. Пусть дома ваш комплект и кажется легким, но представьте, что вы почувствуете, неся все это на себе не один день. Подойдите к отбору необходимой оптики и аксессуаров по принципу «беру то, без чего точно не могу обойтись», и тогда выбор станет проще.

Не буду распространяться на тему одежды и обуви, которая, естественно, должна соответствовать характеру путешествия.

Если вы путешествуете и фотографируете не один, а в компании, то посвятите друзей в ваши планы относительно фотосъемок. Плохо, если у вас разные цели. Кто-то хочет весело проводить время, а вы в это время намереваетесь заняться серьезным делом. Один известный фотограф разругался со своей семьей во время путешествия вокруг Ладоги только потому, что он, отдыхая, работал, а остальные члены семьи намеревались лишь получать от путешествия удовольствие. Их цели не совпадали.

Что касается собственно фотосъемки, то основной жанр туристической фотографии - это пейзаж, архитектура, снимки типа «я на фоне» и городские жанровые фото. Для развернутого рассказа о стране или о месте, которое вы посетили, не всегда достаточно лишь одних красивых видовых снимков, иногда интересно посмотреть на обычную жизнь обитателей. Как правило, очень фотогеничны базары, блошиные рынки, в общем, те места, где люди общаются друг с другом и где можно выхватить из толпы характерный типаж.

Даже простые житейские ситуации на улицах могут быть интересны. Такие снимки и составляют, собственно, память о месте и времени. Конфликты и непонимание при съемках жанровых уличных сюжетов более часты в родном отечестве, чем где бы то ни было еще. Ни в Румынии, ни на Сицилии, ни во Франции или Испании не было случая, чтобы кто-то был недоволен и требовал засветить пленку или удалить файлы. Обычно люди снисходительны и не испытывают тревоги, если вы улыбаетесь им и неторопливо выбираете нужный ракурс, по крайней мере для них всегда есть время отвернуться или покинуть зону кадра. Общее правило такое же, как и для репортажной съемки: лучше снять и спросить разрешение, чем спросить и не снять. И еще: если видишь что-то интересное - снимай, не жди, другого случая может и не быть.

Замечательно, если вы во время путешествия попадаете на какой-либо местный праздник или событие, на котором можно снять чудесные кадры. Национальный колорит и эмоции выплескиваются на таких мероприятиях со всей силой, что помогает сделать запоминающиеся фото.

При выборе сюжета не кидайтесь снимать все подряд, подобные поспешные снимки впоследствии малоинтересны и невыразительны. Определитесь для себя, чем, собственно, привлек вас данный пейзаж или вид, найдите сюжетный центр и отснимите несколько кадров с разными ракурсами и вариантами.

Обращайте внимание на природные состояния, в дождь или снег, на закате или очень рано утром вы обязательно снимете то, чего нет у ваших друзей. Не старайтесь делать одни лишь общие планы, вглядывайтесь в детали и снимайте крупно, если их форма или фактура необычна и привлекательна. Путешественник отличается от аборигена тем, что смотрит на все «незамыленным» и свежим взглядом. В любом незнакомом месте можно заметить что-то забавное и, найдя необходимую точку съемки, сделать неплохой снимок.

Для снимков «я на фоне» выбирайте неброский фон с архитектурными доминантами. Конные памятники - «фон-жеребец» - для этой цели наименее пригодны. Не старайтесь уместить все фигуры с ногами в кадре, иногда достаточно лишь поясного портрета. Нелишне напомнить об одной распространенной ошибке: если вы снимаете на фоне достопримечательностей двух человек, стоящих рядом, автофокус даже самой совершенной камеры непременно убежит вдаль и в бесконечность посередине, между двумя фигурами, оставив нерезкими лица ваших друзей. Чтобы такого не произошло, сначала сфокусируйте камеру на ком-то одном, нажмите кнопку памяти фокуса (если она есть) и скомпонуйте кадр нужным образом.

В некоторых камерах фокусировка производится нажатием спусковой кнопки наполовину, затем изображение кадрируется, и кнопка дожимается. В зоне резкости люди, а задний план слегка размыт. И не закрывайте своими габаритами прекрасных заморских видов, прикройте лишь малозначительные детали и оставьте немного воздуха и пространства в кадре. Попробуйте отвыкнуть от привычного шаблона, когда человек стоит руки по швам и смотрит прямо вам в объектив. Вы можете обыграть ситуацию и вписать человеческую фигуру в архитектурный или природный ландшафт более органично, чем просто банальное позирование. Где ваша фантазия?

Когда вы вернетесь домой, то спустя какое-то время вновь захотите посмотреть снимки тех мест, где бывали. Помните об этом во время путешествия и не жалейте времени и сил на съемку хорошего сюжета, вам будет что показать друзьям. Довольно грустно, если, завершив поездку, вы привезете домой лишь снимки типа «я на фоне», сделанные в спешке и на ходу. Сам творческий процесс съемки и выбора сюжетов поможет любое путешествие пережить как приключение.