Урок одиннадцатый - Создание панорам

Создание панорам

Результаты, полученные с помощью цифрового фотоаппарата, интересны тем, что используя специальное программное обеспечение, их можно "склеить" и таким образом создать очень широкие или высокие панорамные фотографии. Такие фотографии обладают очень большими размерами и позволяют сделать отпечаток большего размера, чем мы смогли бы распечатать с одной фотографии. Подобных результатов вам не удастся достичь при использовании широкоугольного объектива.

Во времена пленочных фотоаппаратов многие развлекались с этой методикой, печатая отдельные снимки, составляющие большую картину. Если ваша камера имеет режим Panorama, воспользуйтесь им. Он поможет сделать снимки так, что впоследствии их будет легче обработать на компьютере.

Процесс заключается в съемке от 3 до 12 снимков слева направо и загрузке их в компьютер, где они быстро совмещаются, составляя панораму.

 

Установка штатива и фотокамеры

Определившись с тем, что именно вы хотите фотографировать, установите штатив и закрепите на нем фотоаппарат. При съемке панорам вам необходима штативная головка, которая позволит вращать фотоаппарата в горизонтальной плоскости без его смещения по двум другим направлениям. Если вы планируете достаточно часто снимать панорамные виды, приобретите или специальную панорамную головку, или же шариковую головку, предоставляющую возможность съемки панорам.

Выровняйте камеру в горизонтальной плоскости. Если штатив не имеет встроенного уровня, приобретите уровень, вставляемый в «горячий башмак» фотоаппарата.

Несмотря на то, что чаще всего создание панорамных изображений при использовании штатива значительно упрощается, неплохих результатов можно достичь, обойдясь и без него. Для этого необходимо правильно задать параметры фотоаппарата, крепко держать фотоаппарат в руках, а также снимать строго из одного и того же места. Не забывайте также о неподвижном положении фотоаппарата при съемке, чтобы избежать размытия изображения. Недостатком съемки с рук является то, что изображение потребуется обрезать, и это приводит к уменьшению размеров окончательного панорамного изображения.

Экспозиция при панорамной съемке

Панорамная съемка осуществляется в ручном режиме съемки, благодаря чему для всех кадров будет задана одна и та же экспозиция.

    - Выбрав минимальное значение чувствительности по ISO (чтобы избежать лишнего цифрового шума), задайте минимальное значение диафрагмы — так вы обеспечите максимально возможную глубину резкости. Теперь изучите сцену, которую решили сфотографировать, чтобы найти область со средним значением экспозиции. Найдя область с подходящим значением экспозиции, скомпонуйте кадр и направьте объектив на эту область, после чего задайте такую скорость затвора, которая позволит получить необходимое значение экспозиции. Поскольку вы выбрали ручной режим, это значение экспозиции будет применяться при съемке всех последующих снимков.

Если вы не используете ручной режим или режим, специально предназначенный для съемки панорам, полученные вами кадры будут характеризоваться различным уровнем освещенности, что зачастую приводит к невозможности использования соответствующего программного обеспечения: один кадр может оказаться значительно темнее другого. Именно по этой причине вам необходимо найти область со средним значением экспозиции и зафиксировать это значение при съемке всей последовательности. В противном случае часть кадров будет обладать недостаточной экспозицией, а другая часть - слишком большим значением экспозиции.

Желательно избегать использования поляризационного светофильтра при панорамной съёмке. Из-за неравномерной степени поляризации участков неба, находящихся под разными углами по отношению к солнцу, такое небо получит неравномерный "прокрас" на протяжении панорамы. Получившееся синее пятно на небе будет выглядеть неестественным.

Взамен поляризатора, в солнечную погоду, лучше надеть на объектив бленду, чтобы избавиться от практически неизбежных бликов от солнца, направленных в разные стороны на разных фрагментах. Также, для затемнения неба можно применять градиентный фильтр.

Компоновка кадров при съемке панорам

Задав все необходимые значения параметров и подготовившись к съемке, приступите к компоновке первого кадра слева. Если вы начнете с левого края, полученные снимки будут пронумерованы именно в том порядке, в котором вы их снимаете, что значительно упростит создание панорамы в дальнейшем.

При съемке панорам каждый последующий кадр должен пересекаться с последующим на 15-40%, чтобы соответствующее программное обеспечение могло справиться со своей задачей. Если кадры будут пересекаться больше, чем на 40%, их совмещение может усложниться. Вам необходимо снимать кадры таким образом, чтобы на пересекающихся краях они содержали какие-то заметные объекты (деревья или камни). Благодаря этому работа программного обеспечения значительно упрощается. Сделав один кадр, ни в коем случае не изменяйте фокусное расстояние, поскольку это приведет к невозможности стыковки последовательности.

Займите такое положение, чтобы солнце находилось позади вас. Большинство панорам охватывают угол 180°. Необходимо как можно более ровное освещение сцены, чтобы внезапно не появились сдвиги в цвете неба - это значительно усложнит совмещение сцен и получение непрерывного тона.

После установки и выравнивания камеры поверните ее по сцене в горизонтальной плоскости, чтобы проверить уровень. Не стоит планировать снимок таким образом, чтобы линия горизонта разбивала его пополам. Линия горизонта должна находиться в нижней трети композиции, оставляя больше места для неба, либо находиться в верхней трети, оставляя место ландшафту.

Если камера имеет панорамный режим, включите его. В противном случае при переходе от снимка к снимку обеспечьте перекрытие кадров на одну треть ширины. Это даст компьютеру больше информации для стыковки сцен.

Поверните камеру налево и сделайте первый снимок. Поверните камеру на один кадр вправо (не забыв оставить перекрытие на одну треть) и сделайте следующий снимок. Повторите эту операцию столько раз, сколько необходимо.

Анализ результатов

Получив все фотографии серии, проанализируйте, насколько хорошо они сочетаются, а также правильно ли для них была задана экспозиция. Если на карте памяти достаточно свободного места, немного измените значение экспозиции и повторите съемку. Повторная съемка займет намного меньше времени, чем все приготовления, предшествующие первой съемке.

При съемке кадров для создания панорамных изображений не забывайте о том, что движение каких-то объектов в кадре приведет к дополнительным сложностям в работе программного обеспечения. В качестве примера подобных объектов можно привести облака, которые в ветреную погоду быстро перемещаются по небу.

Передовая технология панорамной съемки

Если вы уже пробовали заниматься панорамной съемкой, то вам, возможно, захочется поднять планку и сделать изображения профессионального качества.

Трюк, который вы, возможно, еще не использовали для увеличения высоты панорамы, - это установка камеры в вертикальное положение. Хотя вам и нужно будет сделать больше снимков, чтобы охватить те же 180° места съемки, но в ваших композициях теперь будет больше «высоты».

Для установки камеры важно, чтобы она все время была на одном и том же уровне. Если ваш горизонт «плоский», то можно ориентироваться по нему. Будет еще лучше, если вы сможете использовать уровень, устанавливаемый в «башмак», где обычно располагается ваша вспышка. Когда вы установите камеру на определенном уровне, то уже больше не пытайтесь «играть» с ее выравниванием, иначе вы значительно усложните последующую стыковку изображений на компьютере.

Как избежать параллакса

Одним из наиболее важных понятий, относящихся к панорамной фотографии, является параллакс. Параллакс - это то самое явление, которое дает свойственное человеку восприятие глубины, но оно же является врагом панорамной фотографии. Чтобы понять, что это такое, повторите следующее упражнение. Вытяните руку и поднимите один палец. Сначала закройте один глаз, потом другой. Ваш палец будет двигаться относительно объектов на заднем плане. Это и есть проявление того, как мы воспринимаем глубину. Теперь, когда рука все еще вытянута, опять закройте один глаз и на этот раз поворачивайте голову. Вы заметите, что палец все еще двигается относительно заднего плана. Это происходит потому, что вы поворачиваете голову вокруг шеи, а не вокруг ваших глаз. Если бы вы могли поворачивать по кругу глаз, то палец не двигался бы относительно заднего плана.

При панорамной съемке ваша цель - избежать параллакса при повороте камеры. При съемке отдаленного ландшафта без объектов на переднем плане это не будет представлять проблемы, но если объекты придвинутся ближе, то минимизирование параллакса (известно как ошибка параллакса) станет более существенной задачей.

Итак, как же избежать параллакса? В каждой камере под объективом есть осевая точка (называемая обычно узловой точкой или нодальной точкой), вокруг которой вы можете вращать камеру, чтобы избежать ошибки параллакса. Эта точка обычно находится внутри объектива. Если вы уже знаете, как устанавливать камеру, то методом небольших проб и ошибок сможете выбрать и нужное место для съемки. Не думайте о безупречности - для большинства снимков не требуется абсолютной точности, такой как на бейсбольном поле. Однако если вы фотографируете в ограниченном пространстве, таком как автомобиль или маленькая комната, то придется поискать узловую точку.

Одной из возможностей, обеспечивающих безошибочное вращение камеры, является использование специализированных профессиональных штативных головок для панорамной съемки. Они прочные, с ними удобно работать, однако они дорогие и тяжелые. Многие из компаний, предлагающих специальные насадки для панорамной съемки, также предлагают модели для начинающих, которые лучше соответствуют бюджету типичного покупателя. Эти панорамные насадки держат камеру вертикально и смещают ее назад и вбок так, чтобы узловая точка оказалась над центром штатива. По мере вращения они также делают снимки через заданные интервалы, упрощая определение моментов съемки участков панорамы с определенным интервалом. Например, при съемке полной окружности через каждые 45° получится восемь фотографий.

Вы не готовы купить одну из таких моделей? Нет проблем, вы можете делать отличные панорамы и без нее. Даже профессионалы, которые используют специальные панорамные насадки, иногда оказываются в таких ситуациях, когда они хотят сделать панорамную фотографию, но не могут доставить для этого все необходимое оборудование.

Искусная техника ручной панорамной съемки

При съемке панорам естественным кажется желание вращаться на пятке, держа камеру перед собой, однако, лучше не делать этого. При вращении на пятке объектив камеры описывает большой круг.

Это плохо, потому что узловая точка объектива находится совершенно не в центре вращения. Это приводит к появлению ошибки параллакса, точно так же как при повороте головы и наблюдении за вытянутым пальцем.

Вместо этого положение объектива должна быть стационарным. Станьте так, чтобы ваша левая нога была впереди, а правая - сзади. Поставьте носок левой ноги прямо под объективом. Попробуйте «поиграть» с положением и расстоянием между ступенями, пока не найдете удобное положение. После этого повернитесь на носке левой ноги. Объектив камеры должен при этом находиться на одном месте, в то время как правая пятка сделает большой круг.

Опора для объектива из картонной трубы

Есть другое решение проблемы, находящееся посредине между ручной съемкой и использованием панорамной насадки для штатива. Эта технология идеальна для использования «одноногого» штатива, и ее лучше всего определить как опора для объектива.

При использовании опоры я рекомендую придерживать камеру рукой и надеть ремешок камеры на шею.

Единственная вещь, которая нужна для изготовления опоры, - это труба. Подойдет прочная трубка из картона, но не думаю, что нельзя использовать ПВХ или какой-либо иной материал. Труба должна иметь диаметр, примерно такой, как ваш объектив.

Из инструментов вам понадобятся нож или пила, чтобы разрезать трубку, и дрель со сверлом.

Инструкция по сборке опоры объектива:

1. Найдите трубку, которая удовлетворяет указанным требованиям. Она должна быть толстой, иначе вам нужно будет сложить вместе и склеить несколько слоев.

2. Отрежьте от трубы кусок длиной около 4 см. Затем разрежьте его вдоль так, чтобы получились два куска с профилем в виде буквы С.

3. Сложите эти куски и склейте их вместе, для того чтобы сделать опору жесткой и достаточно толстой, чтобы винт штатива (треноги) не проткнул ее насквозь. Если материал достаточно прочный, то вы сможете обойтись и без склейки.

4. Просверлите дырку в центре этой С-образной трубки, чтобы укрепить ее на одноногом или трехногом штативе. В зависимости от материала, из которого сделана трубка, вам может понадобиться больший размер сверла.

После того как вы привинтили трубку к «одноногому» штативу, все готово. Поверните камеру набок, поместите объектив в опору и фотографируйте. Вы должны установить фокус заранее, потому что опора может этому препятствовать, нужно также позаботиться о ровной установке штатива. Если укрепить уровень на штативе, это облегчит работу. Убедитесь также, что объектив расположен в опоре ровно, а не наклонен вниз или вверх.

Итак, теперь, когда вы знаете, как обеспечить вращение вокруг узловой точки, как точно определить положение узловой точки вашей камеры? В основном это делается методом проб и ошибок. Для создания панорамной фотографии найдите такое положение, при котором один вертикально расположенный элемент будет находиться близко к камере, а другой — на расстоянии от нее. Поместите камеру так, чтобы вертикальные элементы находились на небольшом расстоянии друг от друга. Вращайте камеру влево, а потом вправо. Если зазор между предметами не исчезнет и не будет расти, значит, камера установлена правильно. Если зазор между предметами увеличился, то перемещайте камеру взад или вперед по опоре.

Если становится хуже, значит, вы двигаете камеру в неправильном направлении или, наоборот, отодвинули ее слишком далеко. Корректировку выполняйте малыми смещениями до тех пор, пока не будете удовлетворены получившимся результатом. После этого сделайте отметку на опоре, чтобы впоследствии использовать это же положение. Имейте в виду, что узловая точка объектива будет другой при оптическом увеличении (использовании трансфокатора), но в большинстве случаев вы будете делать панорамные снимки при самом широкоугольном положении объектива.

Приобретение навыков панорамной съемки потребует времени, но если вы потратите время на то, чтобы понять, как получить фотографии отличного качества, в дальнейшем это поможет вам сэкономить время работы с компьютером и даст лучший результат.

Склеивание панорамы

После того как файлы изображений выгружены в компьютер, вы можете воспользоваться стыкующим программным обеспечением, поставляемым вместе с камерами, либо воспользоваться функцией Photomerge в Photoshop Elements или в Photoshop CS. В любом случае программное обеспечение приложит все усилия и состыкует последовательность файлов в неразрывную композицию. Будьте внимательны при записи сцены — при работе на компьютере можно достичь большого успеха.

Даже если ваша камера не имеет режима панорамной съемки, состыковать кадры можно с помощью приложения Photoshop. Из-за того что файлы имеют обычные наименования, для определения порядка необходим предварительный просмотр. После чего можно воспользоваться функцией Photomerge.

Одно из преимуществ панорамной съемки заключается в том, что ваша 10-мегапиксельная камера внезапно становится 40-мегапиксельным монстром! Вы можете сделать отпечатки, которые будут огромной ширины, в то время как размер каждого кадра не превышает альбомного листа.