Урок шестой - Понятие о цвете и свете

Понятие о цвете и свете

Понимание природы света и его способность превращать даже самый скучный вид в потрясающее живописное полотно, - фундаментальный навык серьезного фотографа. Есть масса вариантов постановки света, как в студии, так и на улице, и каждый выбранный вами вариант будет по-своему влиять на передачу того или иного объекта в кадре. Для простоты дела все типы освещения можно разделить на три основные категории, хотя следует заметить, что разные категории освещения можно комбинировать друг с другом для достижения определенного эффекта.
 Обычно фотографам говорят: стойте так, чтобы солнце оказалось у вас за спиной. Во многих ситуациях это вполне разумный совет. Прямой передний свет обеспечивает равномерное освещение пространства кадра и даст минимум тени, поэтому у нас не возникнет проблем с экспозицией и контрастностью. Кроме того, при переднем освещении достигается очень точная цветопередача. Тем не менее, если отсутствуют задние тени, снимок несет недостаточно информации об объемности и фактуре объекта, который может выгля¬деть плоской вырезкой из картона.

Природа света

Что такое свет? Если вы спросите ученого о нем, то он засыплет вас терминами, о том, что свет это поток фотонов, это часть электромагнитного спектра, которая вызывает реакцию у органов зрения. Если спросить художника, он расскажет о свете более эмоционально, что свет бывает мягким, жестким, рассеянным и даже романтичным. Для фотографа же свет, это энергия, которая оставляет в камере изображение, это суть фотографии.

Направленность света

В нашем мире один источник света – солнце и мы к нему привыкли, поэтому мы хотим видеть любой свет, максимально приближенным к Солнцу, с одной тенью. Направленность света мы замечаем как раз по виду тени. Лучи от источника света отражаются от поверхности ровно под тем же углом, под каким они на него падают. Угол падения равен углу отражения – это закон физики.
Но не всегда мы можем это заметить. Например, взглянув на листву деревьев, мы не можем точно сказать, откуда падает свет, так как там бесчисленное множество углов отражения, так как поверхностей много. Поэтому в листве мы не видим яркого отражения солнца. Однако свет может ослеплять, если лучи падают на плоскую поверхность, например воду, окна зданий.
Мы можем менять качество и количество света при съемке, изменяя положение камеры, источник свет и объект съемки по отношению друг к другу.
До этого момента мы говорили о направленном свете. Но ведь свет есть практически везде, не только на поверхности, на которую падает луч, но и на противоположной стороне тоже, хотя и в меньшей степени. Это так называемая окружающая освещенность. Окружающая освещенность это свет, который излучает любой другой источник света, кроме основного. Такой свет не обладает направленностью, это беспорядочные лучи, отраженные от множества предметов, которые нас окружают, от земли, от деревьев и даже от пылинок в воздухе. Он естественен, как воздух, окружающий нас.

Падая на поверхность предмета, прямой свет придает ему форму, разделяясь на 3 зоны: блик, зона нормального освещения и тени. Яркость блика обычно настолько велика, что рассмотреть детали предмета практически невозможно. В зоне нормального освещения содержатся основные детали предмета, а в тенях освещенность наоборот мала и детали изображения в них видны плохо или вовсе не видны. Сочетание этих трех видов освещения дают зрителю информацию и форме предмета, цвете и текстуре.
Благодаря зоне нормального освещения и тени, а также по границе между ними, мы видим форму предмета. В зоне нормально освещения хорошо заметен цвет предмета, на ее границах свет выявляет неровности и мы видим текстуру предмета.
Изменяя положение источника света, камеры или объекта съемки, мы можем менять характер освещения. Угол съемки мы выбираем исходя из того, на каком месте должен располагаться блик, основное освещение и тень, смотря что мы хотим выразить или подчеркнуть снимком. Возможности здесь просто безграничные.
Настоящий фотограф должен не только понимать суть направленности лучей, но и творчески это использовать это свойство.
Вид или форма света

Солнце – огромный источник света, но расстояние от него до объекта съемки уменьшает его разметы. Солнце от нас настолько далеко, что испускаемые от него лучи света доходят до земли практически параллельно друг другу. В ясный день солнечный свет достаточно жесткий и дает резкие тени. Но когда небо затянуто облаками, солнце перестает быть источником прямого освещения, теперь его роль играет все небо. Так как солнечный свет рассеивается и дает мягкие тени. Что же лучше, жесткое или мягкое освещение?
Жесткое освещение не обладает гибкостью. Оно дает резко очерченные тени, небольшие, но очень яркие блики. Жесткое освещение хорошо передает форму и цвет предмета. Жесткий свет практически заглушает полутона, выделяя при этом основные цвета.
Рассеянный свет дает мягкие полуразмытые тени, подчеркивая мелкие детали и полутона, и выявляет нюансы формы. Мягкий свет придает сочность основным цветам.
Между жестким светом и рассеянным есть золотая середина. Такой свет называют усредненным. Именно он лучше всего подходит для фотографии. Такое освещение придает предметам естественную форму, блики не так велики и ярко выражены, направленность светового потока сохраняется, а тени не такие густые и ярко выраженные, чем при жестком свете. Такое освещение встречается и на улице и в помещении, хорошим примером является обычное окно или световой поток, отраженный от белой стены.

Контрастность

Мы уже знаем, что свет, падая на предметы, создает блик, зону нормального освещения и тень, другими словами возникают сложные взаимоотношения между светом и тенью. Именно они лежат в основе еще одного качества света – контрастности. Контрастность открывает перед фотографом необозримые горизонты.
Увеличивая контрастность, мы придаем изображения силу и выражаем простые и яркие эмоции. Уменьшая ее можно вызвать противоположные чувства – деликатность и покорность.
Говоря о контрастности нужно понимать, что камера и наши глаза по разному воспринимают контрастность. Глаз – это совершенный инструмент, который одинаково хорошо различает детали и в светах и в тенях, находясь на ярком солнце. Камера же в силу своей технической несовершенности на это не способна. Нужно оттачивать свои навыки владения фотокамерой и научиться правильно дозировать контрастность.
Существует два вида контрастности: контрастность освещения и контрастность локальная. Контрастность освещения, которую создает световой поток, падающий на место съемки, она не зависит ни от объекта съемки, ни от его составляющих. Локальная или местная контрастность не зависит от направленности светового потока, она обусловлена нюансами и качеством самого объекта (материал одежды, отражающая способность и т.п.).
Для измерения контрастности существует специальный прибор – экспонометр. Он замеряет падающий и отраженный свет для правильной экспозиции кадра. В современных фотокамерах экспонометры встроены. Но встроенный экспонометр не всегда правильно оценивает освещенность. Для качественной работы желательно иметь отдельный экспонометр.
Для того, чтобы экспозиция была правильной экспонометром сначала замеряют падающий свет (направляют на источник света и смотрят показания прибора), затем замеряют отраженный свет (направляют на затененную сторону объекта). Прибор выдает два различных показания, разница между ними называется световым коэффициентом.
При увеличении соотношения свет/тень на один пункт, световой коэффициент увеличивается в два раза.
1:1 – нет разницы между тенью и светом
2:1 – появляется небольшая тень, которая уже позволит вам понять о направленности света, форме предмета.
4:1 – этот коэффициент типичный для большинства фотографий. Тень более отчетливая, но вместе с тем детали в тенях хорошо различимы, цвета яркие.
8:1 – типичное соотношение фотографий, снятых на ярком солнце. Хотя глаз при таком освещении различает все детали превосходно, фотография же получается с густыми и резкими тенями.
16:1 – съемка с таким коэффициентом позволяет добиться удивительного драматизма в фотографии, однако некоторые детали в тенях теряются навсегда и превращаются в черные абстрактные фигуры.
Использование контрастности зависит от фотографа, как, по его мнению, должен выглядеть тот или иной объект и что должны видеть и чувствовать зрители, глядя на фотографию. Для того чтобы получать хорошие снимки, нужно тренировать свой глаз и стараться видеть картинку так, как ее видит фотокамера, ведь не всегда есть возможность произвести все измерения.

Цвет в фотографии

Цвет можно изучать всю жизнь и все равно не хватит времени, это сложное и удивительное явление. Он имеет огромное значение в жизни человека и в областях человеческого знания: в физике, химии, физиологии человека, психологии. Цвет доносит до нас информацию об окружающем мире, создает настроение и чувства. Цвет понятие всеобъемлющее. И все же каждый из нас понимает его по своему.
Для многих фотографам работа с цветом сводится к случайному выбору. Мы, как правило, наводим камеру на понравившийся нам оттенок и получаем прекрасный результат. Но если мы хотим сознательно манипулировать светом, мы должны учитывать три фактора; окрашенность света, окрашенность объекта съемки и цветовой потенциал нашей пленки (матрицы). Свет является энергией, это всего лишь часть огромного спектра электромагнитных волн. Некоторая часть спектра предстает пред нами в виде различных цветов. Волны наибольшей длины дают нам красный цвет, наименьшей – синий, а между ними располагается вся остальная гамма. Весь спектр мы может увидеть в виде радуги. Но чаще всего все цвета наслаиваются друг на друга и наш мозг воспринимает его в виде белого цвета. Дневной свет мы тоже считаем белым, но так ли это на самом деле? Свет в течение дня меняет свою окраску. Это зависит от того, под каким углом солнце освещает Землю.
Наш мозг корректирует реальные цвета предметов и мы видим предметы при разном освещении всегда одним цветом, например, белый лист бумаги при разном освещении мы видим всегда белым, но камера покажет разные оттенки при разном освещении. Об этом более подробно мы говорили в уроке, где мы изучали баланс белого.
Цвет может стать сюжетом целой фотографии, но чаще он является частью структуры кадра, подчеркивая форму, текстуру объекта, расстояние до объекта и вызвать эмоциональную реакцию у зрителя. Поняв сущность цвета, вы сможете управлять эмоциональным языком цвета в своих фотографиях.

Качество света

Если бы яркость света была единственным фактором, имеющим решающее значение в фотографии, то наилучшим способом освещения было бы прямое освещение вспышкой. Однако своеобразие и привлекательность изображений достигаются не количеством, а качеством света, причем характеристики этого фактора бесконечно разнообразны. Оператор, работающий на натуре, может начать рабочий день в пять часов утра, сделать четырехчасовой перерыв на обед и возобновить съемки до захода солнца. Для съемки одного сюжета ему, возможно, придется дожидаться послеполуденной облачности; для съемки другого — первых лучей летнего солнца. В большинстве случаев фотографировать приходится при существующем освещении в ограниченные периоды времени и в пределах нормального рабочего дня. Поэтому имеет смысл рассмотреть типы освещения, с которыми мы сталкиваемся в течение суток.

Рассвет

Первый свет, даже летом, появляется после наиболее холодного периода ночи. На листве выпадает роса, на стекле и металле конденсируется влага. В холодную погоду все вокруг покрывается легким инеем или сильной изморозью. На рассвете и при восходе солнца свет быстро меняется. Перед самым восходом свет имеет голубой оттенок, но если небо ясное, возможен эффект красного заката.
При часто встречающемся сочетании легкостелющегося тумана с высокими перистыми или слоистыми облаками наблюдается переход от направленного снизу вверх солнечного света к более рассеянному общему освещению, размывающему тени. На морозе этот эффект проявляется сильнее. Освещение на рассвете идеально для фотографирования открытых пейзажей, городских крыш и церквей (поскольку они ориентированы на восток, к восходу солнца). Туман часто стелется в низинах у водоемов, а долинные ландшафты, наблюдаемые с высокой точки в восточном, северо-восточном или юго-восточном направлении, могут выглядеть очень эффектно. Автомобили, потребительские товары из металла и любые другие предметы с блестящей, глянцевитой поверхностью можно фотографировать на рассвете на западном берегу озера или широкой реки или на восточной окраине деревни. Освещение от неба при этом оптимально выявляет блеск поверхности, отражения в полированных и окрашенных поверх¬ностях. При таком же расположении объектов, фотографируя в восточном направлении, можно делать снимки моделей одежды и других предметов, но из практических соображений, вероятно, проще использовать закатное или сумеречное освещение, снимая в западном направлении, о чем речь пойдет ниже.

Утро

В течение первых двух часов после восхода солнца свет быстро меняется, Солнце может рассеять дымку или туман (в теплые месяцы) или создать их (вследствие испарения инея в холодные месяцы) В конце лета прозрачность воздуха, пожалуй, наибольшая в утренние часы.
Слабые испарения от влажных дорог, рек и водоемов могут быть очень эффектны. Если ночью шел дождь, то утром в лучах света заблестят влажные растения и улицы, которые обычно тусклы и непривлекательны. Воздушная перспектива обнаруживается дымкой. Детали могут быть еще достаточно ясно видны, но с увеличением расстояния пейзаж становится все светлее и размывается. Это одна из возможностей передачи третьего измерения в двумерной фотографии.
В такое время суток цвет (цветовая температура) света меняется от яркого теплого желтого с золотым оттенком до тепловатого нейтрального. На фотоснимке, сделанном в утренние часы, кожа человека кажется очень гладкой. Это объясняется тем, что ночью кожа стягивается, и утром лицо выглядит более свежим. Небо редко бывает очень густого синего цвета до второй половины дня, а это значит, что тени не имеют легкой голубой окраски, какая бывает при освещении «под открытым небом».
Утренний свет уже спустя час после восхода солнца обычно считается идеальным для фотосъемки. В профессиональной практике обычны случаи, когда фотограф встречает восход солнца на натуре, проснувшись и подготовившись задолго до рассвета. Прогноз погоды почти не имеет значения, когда речь идет о конкретных условиях съемки, и, чтобы застать наилучшее освещение, нужно лишь быть на месте в течение всего дня. Пораньше подняться и находиться с утра на месте целесообразно и по другим причинам. Вы сможете проследить за изменением погоды и в зависимости от положения солнца определить, какое время дня может быть наилучшим для съемки конкретных кадров.

Полдень

Продолжительность подходящего освещения зависит от времени года и широты местности. На крайнем севере, где солнце никогда не заходит, но и не поднимается высоко над горизонтом, такое освещение бывает весь день и большую часть ночи. На умеренных широтах хорошее освещение сохраняется в течение нескольких часов, но при этом положение солнца меняется. Зимой солнце может находиться низко весь день и в течение четырех часов в середине дня давать наибольшую яркость. Летом тоже существуют четыре «идеальных» часа — два часа утром и два часа после полудня с «мертвым» периодом между ними.
В тропических и экваториальных районах полуденное солнце лишь создает неудобства своим почти бесполезным светом. Причина отчасти заключена в жаре, в характере дорог, пейзажей и строений белого или песочного цвета, отражающих и свет, и тепло одновременно. Назойливый, невыразительный, ослепительный блеск палящего над головой солнца «убивает» окружающие виды. Густая синева небесного простора не помогает, поскольку тени становятся синими, а открытые пространства, находящиеся в тени, приобретают явно выраженные «холодные » оттенки. После прохождения солнцем зенита обстановка начинает изменяться. Температура остается высокой еще примерно в течение часа, поскольку она зависит от совокупности факторов, а затем начинает падать.
Есть районы, где возможны быстрые образования облаков, тусклой дымки и внезапные изменения ветра, который приносит с моря туман и мглу. Все это можно встретить в странах Средиземноморского бассейна, в которых господствуют постоянные ветры – мистраль и сирокко, ветер, мгла и облачность одновременно обрушиваются на них регулярно в течение нескольких недель. В туристических проспектах традиционно печатаются виды с совершенно ясным голубым небом, картинные пейзажи с вычурными белыми облаками обычно не встречаются. Лучшая натура – это южная береговая линия; отели, как правило, фотографируются с пляжа при виде на север. Чтобы на снимках пляжи были заполнены отдыхающими, возможно, придется снимать не утром, а после полу дня, но в это время за корпусами отелей появляются облака.
О писанную ситуацию можно предугадать заранее; достаточно знать, что утро – это, вероятно, единственное время суток, когда небо чистое, а позднее утро – единственное время, когда солнце светит прямо на фасады зданий, а на пляже достаточно людей, принимающих солнечные ванны. Когда фотографы выражают недовольство полуденным освещением, они обычно имеют в виду двухчасовой период после полу дня. Раннее начало работы и поздний ланч позволяют в большей степени воспользоваться периодом благоприятного дневного освещения.

После полудня и вечер

 Поскольку воздух вбирает влагу от земли или воды при нагревании в течение дня, во второй половине дня происходят изменения цвета (спектрального состава) света, не всегда наблюдаемые утром. Теплый воздух удерживает больше влаги. По мере охлаждения, при движении солнца к закату воздух больше не в состоянии удерживать влагу. Она конденсируется в форме невидимых капелек столь малых размеров, что они остаются во взвешенном состоянии. Когда происходит резкое понижение температуры, образуется туман, в особенности над морем.
Большую часть времени туман настолько слаб, что образует нечто вроде легкой дымки. Она может «приглушить» свет, и вторая половина летнего дня может казаться сумрачной и унылой, несмотря на яркое солнце. На фотоснимке это выражается «придавленными» тонами и цветами, что приводит к общему серому тону. По мере приближения солнца к горизонту ситуация улучшается, поскольку оно начинает пробиваться сквозь легкую дымку, раскрывая воздушную перспективу. Дымка стремится поглотить частицы пыли и удерживает их. Городской воздух во второй половине летних дней может быть буквально серым. При обзоре небольшого города с самолета можно увидеть пелену легкой голубоватой дымки вокруг него. Это может не только повлиять на качество света, но и привести к необходимости на полступени увеличить диафрагму.
 Кроме того, влага и пыль рассеивают лучи света. Когда солнце высоко, рассеиваются синие лучи и поглощаются красные, а цветовая температура становится выше нормальной. Проявляющаяся на фотографии холодная металлическая синева редко выглядит привлекательно.
Все сказанное лишь частично объясняет разницу между утренним и послеполуденным светом. Есть другие, значительно более тонкие факторы, такие, например, как характерная ориентация архитектурных сооружений в различных местах. Люди, живущие на восточном побережье, стараются строить дома, возвышающиеся над морем, поэтому позднее послеполуденное солнце не освещает фасады этих домов; на западном побережье картина обратная. Сады располагаются таким образом, чтобы улавливать солнечный свет; растения и деревья обретают свою окончательную форму в зависимости от того, как на них падает солнечный свет. В целом утренний свет предпочтительнее, чем послеполуденный, по многим причинам, включая рассмотренные выше, если отсутствуют особые обстоятельства, например размещение объекта съемки на западном побережье.

Закат и сумерки

 Закаты – специфический вид освещения при низком положении солнца, когда атмосфера преломляет и отражает коротковолновое излучение (синее) и пропускает длинноволновое излучение (красное). Дымка, которая днем поглощала часть красных лучей, но рассеивала и оставляла синие, теперь рассеивает очень малую часть синего излучения и пропускает сравнительно интенсивное красное излучение. Верхняя часть неба, освещаемая под другим углом, остается синей. В результате можно наблюдать и плавные переходы тонов, и эффектные сочетания цветов.
Закаты – одновременно и объект съемки, и источник света, но в данном случае нас интересует лишь качество испускаемого ими излучения. Во время заката солнце пробивается сквозь легкие облака или дымку и постепенно приобретает все более теплую окраску (меньшую цветовую температуру). Большинство фотографов считают именно такое состояние атмосферы весьма благоприятным для передачи особенностей данного времени суток и интересной цветовой гаммы.
Перед самым закатом при очень ясной погоде солнце иногда испускает практически только красные лучи, окрашивая все вокруг в розовый цвет. Этот оттенок приобретают все поверхности предметов, обращенные к солнцу, и если в верхней части неба нет плотных облаков, остальные поверхности будут освещены более или менее нормально. Это происходит потому, что солнце при заходе становится относительно слабым концентрированным источником света по сравнению с огромным открытым небосводом. В этом случае небо, часто бледно-синее, дает три четверти освещения предметов. Если смотреть в сторону солнца, то силуэты предметов с теневой стороны, например фигур или деревьев, воспринимаются как черные, во всяком случае, явно не нормально освещенные, поскольку небо в противоположной от солнца стороне достаточно темное. Наиболее яркой будет часть неба, которая охватывает область от солнца до зоны над головой наблюдателя. Если требуется воспроизвести такой тип освещения в студии, понадобится тщательно подобрать на осветителях положение шторок, светофильтры и источник «точечного» освещения. В результате можно добиться очень эффектной световой картины, подобной естественному рассвету, но в отличие от него длящейся продолжительное время и доступной в любое время суток без проблем раннего бодрствования.
Контраст между теплым освещением от нижней части неба и холодным голубым светом от верхней части создает тонкие цветовые переходы на любом объемном предмете. Закаты над песчаными и снежными пространствами или над морем еще более эффектны, поскольку свет отражается и усиливается. Для рекламной съемки автомобилей обычно выбирают западное побережье или место, обращенное на запад, во время заката или сразу же после него.

Сумерки

Сумеречный свет после захода солнца сначала по цвету подобен солнечному свету в полдень, но быстро превращается в полностью синий. Именно в период сумерек оставшиеся красные облака, освещенные закатившимся солнцем, выделяются в наиболее резком цветовом контрасте, Над морем вся западная часть неба может рассеивать желто-красный свет и держатся очень «теплые» сумерки, пока не догорит вечерняя заря, По мере сгущения сумерек наши глаза начинают терять чувствительность к цвету, и фотографии, снятые в это время, могут оказаться более насыщенными, чем представляется визуально Уличные фонари, освещенные витрины магазинов, огни и фейерверки прекрасно гармонируют с сумеречным освещением и выглядят значительно лучше в это время, чем в полной темноте.

Полумрак

Перед наступлением ночи еще можно выполнить измерения очень чувствительным экспонометром, хотя окружающее представляется в очень сером тоне. Камера воспроизведет такие цвета, какие бывают в пасмурный день.

Лунный свет

Чтобы добиться на фотоснимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при лунном освещении с полной расчетной экспозицией, можно увидеть такие же краски и тона, как на фотоснимке, сделанном при дневном свете. Лунный свет – это просто отраженный солнечный свет, а голубой оттенок – лишь продукт зрительного восприятия, а не объективное качество света. Требуемое время экспонирования составляет примерно от 20 мин до нескольких часов при съемке неподвижных объектов. За это время Луна значительно переместится. Ее нельзя включать в композицию кадра, если время экспозиции превышает 1 мин, а если объектом съемки является сама Луна, необходимо выбрать достаточно малую выдержку.
Движущийся источник света создает совершенно новый эффект, для которого характерны размытые тени, как будто в небе подвешена огромная люминесцентная трубка. Поскольку время экспонирования очень велико, его ограничение с целью влияния на конечный результат невозможно, за исключением случаев, когда для съемок используется несколько ночей подряд или несколько камер. По рассмотренным причинам лишь немногие фотографы увлекаются съемками при лунном освещении.

Ночь

Безлунная ночь почти лишена освещения, поэтому фотографирование практически не имеет смысла.

Другие условия

Мы рассмотрели эффекты, создаваемые туманом или дымкой, но еще большее влияние на освещение предметов оказывают окружающие условия.
Отражающее окружение – светлый песок, снег, побеленные стены, море или светлые скалы – ослабляет контрасты и глубину теней. Если отражающие поверхности имеют окраску (например, строения бледно-розового цвета), появляется оттенок. Некоторые наиболее привлекательные условия освещения достигаются в тех случаях, когда прямой солнечный свет падает на стену светлого цвета, а объект съемки расположен в тени и освещается отраженным светом.
Темное окружение поглощает свет. Оно усиливает контрасты и увеличивает глубину теней. Кроме того, такое окружение снижает общий уровень освещения. В некоторых условиях достаточно незначительного пространственного изменения направления света, чтобы изменить впечатление «сплошной облачности» на впечатление «мягкого солнечного света», когда свет проникает к объекту съемки сквозь небольшое «окно» в облачном небе. В некоторых системах освещения для натурных съемок применяются черные панели. Они служат для управления освещением по принципу «исключения»: при общем рассеянном освещении панели устанавливаются в расчете на выборочное поглощение света, и, таким образом, достигается легко регулируемое направленное освещение. Комбинируя отражающие и поглощающие поверхности, как естественные, так и специально изготовленные, можно управлять распределением местного освещения при натурных съемках. Размеры области, на которую можно повлиять, а, следовательно, и размеры объекта съемки, определяются размерами имеющихся отражающих и поглощающих панелей.

Психология цвета

Цветовая гамма снимка - один из важных факторов в передаче идеи фотографа зрителю. Экспериментируйте с цветовыми комбинациями, и вы получите свой неповторимый букет настроения! Умение правильно выбрать цветную гамму для снимка является одним из важных факторов в передаче идеи фотографа зрителю.
Ниже описаны свойства основных семи оттенков спектра радуги, которые в доминирующем виде будут нести свой индивидуальный характер фотографии в целом.

Хроматические цвета

Красный цвет оказывает тонизирующее действие, повышает сексуальность, активирует внимание, избавляет от апатии, депрессии, высвобождает адреналин.

Ассоциация цвета: огонь, страсть, активность, агрессия.
Удачные комбинации: голубой, зеленый, белый, черный.

Оранжевый цвет. Как и красный, оранжевый цвет имеет тонизирующее, но более мягкое действие - лишает неприятных ощущений, апатии и депрессии, заряжает энергией. Может применяться как сепия, которая предаст фотоснимку древности и создаст эффект воспоминаний.
Ассоциация цвета: радость, активность, чувствительность, коммуникабельность, воспоминания.
Успешные комбинации: зеленый, синий, белый, черный, серый.

Желтый цвет. Психологически позитивный цвет – избавляет от негативных чувств, предает уверенности, бодрости, осветляет разум, прогоняет сонливость и пессимизм.
Ассоциация цвета: день, веселость, праздник, свобода, солнечность.
Успешные комбинации: синий, черный, красный, зеленый.

Зеленый цвет считается нейтральным, поскольку в видимом спектре условно расположен между черным и белым цветами. Поэтому имеет успокоительное (нейтрализующее) действие.
Ассоциация цвета: жизнь, гармония, натуральность, природа, мягкость.
Успешные комбинации: белый, оранжевый, желтый, красный.

Голубой цвет обладает изолирующим эффектом, который отделяет наши мысли от окружающих факторов и одновременно успокаивает.
Ассоциация цвета: ветер, холод, чистота, беззаботность.
Удачные комбинации: белый, желтый, оранжевый.

Синий цвет помогает освободить мысли, включить воображение и фантазию.
Ассоциация цвета: тишина, покой, глубина, фантазия.
Удачные комбинации: белый, желтый, красный, оранжевый.

Фиолетовый цвет считается балансирующим цветом между двумя концами спектра, поэтому имеет двусмысленное влияние на подсознание.
Ассоциация цвета: духовность, роскошь, мистичность, единение, граница.
Удачные комбинации: спорные

Не хроматические цвета

Черный цвет не относится ни к одному из цветов. Является противоположностью белого, что позволяет выделить его как таковой, поэтому воспринимается человеком как часть жизни, без лишнего внимания.
Ассоциация цвета: покой, темнота, печаль, бесконечность, неизвестность, загадочность, солидность.
Удачные комбинации: красный, желтый, синий, белый.

Белый цвет совмещает в себе все цвета видимого спектра. В зависимости от культурных особенностей, может восприниматься как позитивный и как негативный.
Ассоциация цвета: покой, свет, пустота, чистота, девственность.
Успешные комбинации: черный, красный, зеленый, оранжевый, синий.

Серый цвет считается промежуточным цветом между нехроматическими: черным и белым, поэтому имеет нейтральный характер (подобно хроматическому зеленому). Поэтому активных психологических реакций и не вызывает.
Ассоциация цвета: недвижимость, стабильность, реализм, нейтральность.
Удачные комбинации: практически любой цвет.
Экспериментируйте с комбинациями перечисленных выше цветов, их контрастностью, сочетанием яркости, гаммы, и вы, безусловно, получите свой неповторимый букет настроения!